Творческая мастерская авторских работ Ярослава Неборак по изготовлению витражей во Владимире
Телефон: +7 (910) 678-36-63
Главная » Статьи » История витражей

Льюис Комфорт Тиффани

Льюис Комфорт Тиффани

Льюис Комфорт Тиффани (англ. Louis Comfort Tiffani, годы жизни – 1848-1933) считается самым ярким представителем витражного дела в стиле ар-нуво. Он родился в богатой семье: отец Чарльз основал собственную ювелирную компанию «Тиффани и К». Льюис много путешествовал по Европе и Северной Африке, в Париже занимался изучением живописи. Во время поездок его восхитил вид витражей Шартрского собора, и примерно в то же время он познакомился с идеями Уильяма Морриса, что и оказало влияние на его решение посвятить себя декоративному искусству.




Луис Комфорт Тиффани в 1908 году

В стране происходил экономический подъем, и на его фоне возрастал интерес к предметам роскоши. Льюис в 1879 году вместе с Кандансом Уиллером, Самуэлем Колеманом и Локвудом де Форестом создал фирму «Льюис Комфорт Тиффани и Ассошиэйтед Американ Артистс». Компания занималась продажей дорогих художественных изделий для дома – мебели и стекол, а также разрабатывала дизайны интерьеров. В 1882 году фирме поступил заказ от Честера Артура, президента Соединенных Штатов Америки, на оформление Белого Дома (эти интерьеры были уничтожены через 20 лет во время создания в Белом Доме неоклассического стиля). В последующие годы Тиффани работал с интерьерами домов Осборнов, Вандербильтов, Карнеги, Тейлоров, Марка Твена и многих других известных личностей.




Вход в Белый Дом, декорированный стеклом от Тиффани (1882 год)

Компания Тиффани разделилась в 1883 году, и с этого времени Льюис начал заниматься исключительно дизайном стекла. Роспись по стеклу его не удовлетворяла – он считал, что такая технология значительно ухудшает природные возможности и красоту стекол.

Большой успех Тиффани получил благодаря обширному применению новой технологии сборки витражей. Ранее кусочки цветных стекол скреплялись свинцовыми или другими переплетами Н-образной формы, а места стыков пропаивались. Новая техника сборки, которая позже стала называться «техника Тиффани», предполагала оборот каждого кусочка по периметру торца медной лентой, ширина которой была немного больше ширины стекла, и края загибались на его плоскость. Стекла, выложенные по эскизу, спаивались с двух сторон оловом по местам, где происходили загибы ленты. Таким образом, в результате стекла были скреплены надежным, но легким каркасом. Благодаря такому методу, ширина протяжки могла быть сведена к минимуму, а витражам придавалась неповторимая изящность, которой раньше не было у стекол со свинцовыми широкими переплетами. Кроме того, при использовании нового способа можно было собирать стекла из кусочков сколь угодно мелких, что значительно увеличивало их зрелищность. Также витражи стало возможным собрать в объеме, а не только в плоскости, что Тиффани начал широко использовать при создании плафонов для ламп.

Льюис Тиффани уделял большое внимание также и разработкам новых видов стекол. Им была воссоздана технология, которая позволяла получить стекла «fabril» с люстровым эффектом. На поверхность наносился металлический порошок, а после этого поверхность обрабатывалась паром, содержащим металлические оксиды. В 1880 Тиффани основал «Сторбридж» - стекольную компанию на Лонг-Айленде, в которой продолжал свои эксперименты с серебром, золотом, кобальтом, медью и другими металлами. Такие стекла, хоть и имели название «американские», производились не только в Америке, но во многих других странах – Франции, Англии, Австрии, Богемии. Но именно Тиффани первым начал производство художественных стекол в промышленных масштабах.

В Нью-Йорке в 1890-х годах существовали около 60 дизайнерских фирм, которые работали со стеклом. Среди них главным конкурентом Тиффани являлся ЛаФарж. Оба этих человека работали над разработкой собственных способов производства стекол, и достигли высокого качества в сфере витражей. Они старались независимо друг от друга применять в витражах техники многослойного стекла, чтобы достичь необходимого оттенка или цвета. Могло применяться до трех слоев. На Тиффани работали лучшие стеклодувы и химики из Италии и Англии, которые помогали ему в осуществлении экспериментов, и вскоре он монополизировал стекольный мир.

В середине 80-х годов Тиффани организовал специальное подразделение, которое производило витражи для католической церкви по религиозным сюжетам. В 1893 году на международной выставке в Чикаго им была представлена зрителям капелла Тиффани, витражи и мозаики которой были выполнены из перламутра, «пламенеющего» стекла и драгоценных камней. Она соединяла в себе византийский стиль с современным, включала 12 витражей и различные предметы интерьера из стекла. Публика восторженно восприняла эту капеллу, Тиффани получил за свою работу множество медалей и призов, и стал известным на весь мир.




Капелла Тиффани

В том же году Тиффани познакомился с Бингом, меценатом ар-нуво. Его галерея притягивала все идеи и имена «нового искусства». Бинг в 1895 году побывал в мастерских Тиффани и в Париже организовал заказы на его витражи, часть которых воплотилась в жизнь. С тех пор Тиффани оказался вовлечен в круг парижских знакомств. Одной из его главных целей было доказать факт, что ни одна картина не сможет быть столь же яркой и цветной, как его стекла. В 1900 году в Лондоне прошла выставка витражей Тиффани «Четыре сезона», на которой его работы получили специальную медаль.

Льюис Тиффани занимался производством окон в промышленных масштабах, но следил за каждым вариантом эскизов: всего было выпущено около 5000 окон на библейские, мифологические, исторические темы и с абстрактными пейзажами. Пик в его производстве пришелся на 1905-1910 годы, но затем с началом мировой войны спрос на витражи начал существенно сокращаться. Льюис отошел от дел в 1920 году, но его фирма продолжила выпускать витражи, хотя уже с более низким качеством.

Одним из известных направлений в работе Тиффани были лампы. Льюис лично познакомился в 1885 году с Эдисоном – изобретателем электрической лампы, и вместе они работали над интерьерами нью-йоркского театра «Лицеум». Для изготовления ламп использовались остатки стекол от витражей. В каталоге ламп было представлено около 300 образцов, включая роскошные люстры и торшеры. Самой известной стала лампа «Стрекозы».



Источник: http://www.ovitrage.ru
Категория: История витражей | Добавил: neborak (03.07.2013)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: