Творческая мастерская авторских работ Ярослава Неборак по изготовлению витражей во Владимире
Телефон: +7 (910) 678-36-63
Главная » Статьи » История витражей

Витражи в древности

Витражи в древности

Так уж сложилось, что витражное искусство занимает особое место среди прочих художественных форм. Связано это с тем, что человеческий глаз воспринимает эстетизм витража совершенно иначе, нежели, скажем, фреску, картину или иллюстрацию. Все перечисленное человек видит в отраженном от поверхности цвете. В случае с витражом, все происходит иначе. Свет проходит через цветное стекло и окрашивается в яркие насыщенные тона. Зритель видит сочные цвета, которые созданы с помощью лишь проникающих свойств стекла.

История цветного стекла берет свое начало глубоко в древности веков. В масштабах эпох можно считать, что практически одновременно с открытием бронзы ранние культуры людей впервые смешали несколько компонентов и получили абсолютно новую субстанцию: стекло.

Шумеры использовали стекловидную глазурь для придания цвета конической черепице своих гигантских храмов, а к второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства изобрели технологию изготовления сосудов из намотанного на них в виде спирали цветного стекла. Древние греки и римляне создавали не менее своеобразные изделия из цветного катанного стекла, например, вазы миллефиори и причудливые резные кубики.

Приблизительно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была придумана техника выдувания стекла. Можно без преувеличения сказать, что стеклодувная трубка начала новую эру в стекольном производстве. Римляне включали пластинки из прозрачного выдувного стекла в окна самых шикарных домов.

Однако то, что мы сегодня понимаем под витражами, появилось лишь в эпоху христианства. Некоторые литературные источники сообщают, что предтеча витража во времена раннего христианства представлял собой набор из разноцветных кусочков стекла разного размера. Эти куски фиксировались с помощью специальной замазки в прорези деревянных или каменных досок, которые в свою очередь вставлялись в оконные проемы. Знаменитый поэт и по совместительству епископ Фортунат (VI в. н.э.) в возвышенных стихах восхваляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает неповторимую красоту первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Другой поэт, римлянин Пруденций (IV-V вв.) после посещения двора императора Флавия Гонория, сравнил цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лугом, усеянным яркими цветами. В V–VІ вв. первые витражи, которые можно назвать прототипами средневековых витражей, украшали окна храмов в городах Галлии, позже они появились и в Германии и Англии.

Как ни странно, но последующему повсеместному распространению витражей и как следствие развитию витражного искусства, во многом поспособствовали теоретики раннего христианства. Дело в том, что лучезарность витражей вполне соответствовала метафизическим концепциям о связи света и духа. С этой точки зрения, витраж был не просто стеклом, а ни много ни мало посредником между «градом земным» и «градом небесным». Загадочное истечение лучей легко толковалось как метафорическое выражение божественной силы и любви. К сожалению, время не сохранило для нас почти ни одного неповрежденного витража, созданного в период раннего христианства (до XI века).



Источник: http://www.ovitrage.ru
Категория: История витражей | Добавил: neborak (03.07.2013)
Просмотров: 1326 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: