Творческая мастерская авторских работ Ярослава Неборак по изготовлению витражей во Владимире
Телефон: +7 (910) 678-36-63
Главная » Статьи » Техники витражей

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Мозаичный витраж - один из излюбленных видов изготовления в период модерна, эту технику можно определить как «живопись стеклом». По существу, мозаичный витраж выходит за рамки собственно живописи и принадлежит особому подвиду - наборному искусству, ибо ткань его создается не непосредственным смешением красок, а слагается из дискретных цветовых элементов, оптически смешивающихся в световоздушной среде. Потому и примат живописного начала над графическим не является полным - пятно и линия почти равноценны.

Мозаичный витраж модерна - целостная художественно-технологическая система. В нем синтезированы конструкция и форма, материал и изображение. Каркас из гибкой арматуры и заполнение из разноцветного стекла формируют линейный строй и красочную гамму композиции. Локальные цветовые пятна, вырезанные из фигурных разномодульных стекол, составляют определенные детали и фрагменты изображения. Наборность же подчеркивает плоскостность панно, единство стилизованного мотива и абстрактного фона. Несущая оправа не только оттеняет темными полосками контуры формы, но и сама может быть изображением - тонких стеблей, растительных побегов. Графика арматуры, соединяющей все элементы набора, выявляет ритмичность и непрерывность композиции. Приверженность раннего модерна культу кривой линии, символизирующей стихийные силы, свободное движение потока жизни, здесь, как нигде, органична. Лекальная нарезка стекла, изгибы мягкого металла не требуют насилия над материалом. Оконные рамы не только зрительно, но и конструктивно скрепляют хрупкую структуру витража.

Эстетическое осмысление выразительных возможностей наборной техники развивалось параллельно в мозаике и майолике. Но в витраже последовательнее выявлялись индивидуализация разномодульных элементов, их соответствие деталям изображения. Можно сказать, что мозаичный витраж раскрывал потенциал наборного искусства полнее, чем сама мозаика.

Работа с ним требовала оригинальной фантазии в составлении узора, острого чувства линии и колорита, знания эффектов проходящего света, меняющего окраску стекла. Художник ограничивался обычно тремя-пятью красками, причем, как правило, только две-три были ведущими. Основные цвета - рубиново-красный, синий, фиолетовый, зеленый и желтый, иногда голубой и розовый. Лаконизм палитры, чистота и насыщенность цвета, отказ от мягких тональных переходов сообщали витражам повышенную звучность и яркость. Ритмичное, уравновешенное распределение цветовых пятен подчеркивало цельность мозаики. Верно отысканное масштабное соотношение их между собой и с размером окна позволяло избежать размельченности и нарочитости.

Полихромная мозаика с растительным узором - классический тип витража петербургского модерна. В предпочтении ему сказалась тяга к ярким декоративным эффектам - стекло, окрашенное при изготовлении, значительно превосходит роспись по светопроницаемости, чистоте и интенсивности цвета. К тому же такой витраж возрождал истинную, изначальную природу этого искусства.

Источник: http://www.ovitrage.ru
Категория: Техники витражей | Добавил: neborak (03.07.2013)
Просмотров: 1346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: